Отчет о поездке в Калининградскую область 24 июня - 5 июля 2010 года
Автор - Антон Бобров.


Я расскажу вам о путешествии, которое мы всей семьей совершили в 2010 году. В нашей семье пять человек - папа Антон (это я), мама Танюша и три дочки - Даша (15 лет), Женя (ей исполнилось 8 лет в последний день поездки) и Катя (ей во время путешествия было полтора года). Мы живем в Екатеринбурге, очень любим путешествовать и стараемся каждый отпуск проводить в каком-нибудь интересном месте. После путешествий я пишу о них отчеты в своем ЖЖ. А поскольку я в 2008 году вернулся к своему детско-юношескому увлечению фотографией, то стараюсь иллюстрировать эти отчеты кадрами интересных и красивых мест.
Последние три года мы путешествовали на нашем автомобиле. В 2007 году мы были в Крыму (отчет об этой поездке находится на моем любимом форуме автопутешественников). В 2008 - мы сначала заехали на три дня на турбазу "Пчельник" в окрестностях Белорецка в Башкирии, где ездили по полям и лесам на лошадях, а потом я отвез Танюшу и девочек в поселок Кучугуры на Таманском полуострове, а сам поехал обратно, посетив своих друзей в Нижнем Новгороде и Ижевске, отчет об этом путешествии (правда неоконченный) - уже в ЖЖ. Эти путешествия мы совершали еще вчетвером. В конце 2008 года у нас появилась Катенька и в 2009 году мы съездили не очень далеко - посетили южноуральские озера Якты-Куль (или Банное), где жили в доме отдыха "Березки", Тургояк, где жили в пансионате "Тургояк" и Зюраткуль, куда приезжали на один день с Тургояка. Отчет об этой поездке в ЖЖ тоже неокончен. Это что касается путешествий всей семьей. А вдвоем с Танюшей мы путешествуем почти каждый год нашей совместной жизни.
В этом году мы посетили западный российский анклав - Калининградскую область. Об этом и будет мой рассказ. И начну я с того, как у нас родилась идея именно такой поездки, и как мы к ней готовились.

Подготовка к путешествию

Мы достаточно заранее задумались о том, куда поедем этим летом, ведь, с одной стороны, мечтать о поездке очень приятно, а с другой стороны, раннее планирование дает возможность сэкономить, что очень важно для нас, ведь нас много, а денег, конечно же, мало :). Еще зимой мы привели в порядок загранпаспорта, так что могли выбирать цель не только в России. Первоначально мы предполагали снова поехать в Крым на автомобиле, однако практика поездок на машине с Катей все более показывала нам, что эта идея неудачна. Еще в прошлогодней поездке малышка была не очень довольна долгими переездами, а к весне и вовсе стала протестовать против продолжительного сидения в своем автокресле. Фактически ехать с ней можно, только когда она спит. Вообщем, решили не мучать себя и ребенка и отказаться от автопоездки.
Еще одним соображением, повлиявшим на нас, было то, что нынешнее лето было последним, когда Катя могла бесплатно лететь на самолете (в декабре ей исполнится два года). Так что мы стали думать о каком-либо авиапутешествии.
Ну и традиционно мы стараемся оздоровить детей, съездить к морю или к озеру. Сроки поездки тоже выбираем с оглядкой на здоровье. У Женечки - аллергия на тополиный пух, и мы стараемся увезти ее из города во время цветения тополей. У нас это примерно третья-четвертая неделя июня обычно. В этом году, впрочем, нас несколько задерживало то, что Даша заканчивала 9-й класс, и, стало быть, должна была сдавать экзамены, а потом еще и отмечать окончание основной школы. Так что примерное время нашего отъезда выпадало на 23-24 июня.
Наиболее логичным и простым вариантом выглядела Турция, тем более, что мы еще никогда не были в самой популярной у российских туристов стране. По деньгам мы более-менее вмещались в приличную трешку или даже в четверку. Однако два соображения не давали нам возможности успокоится на этом варианте. Во-первых, мы сомневались, стоит ли везти маленькую девочку в место с жарким солнцем, а, во-вторых, мы с Танюшей всегда предпочитаем активный и познавательный отдых пляжному. И нам всегда казалось, что Турция (особенно курортная ее часть) - не самое интересное место в этом плане.
Изучали мы и возможность поездки в Европу, но её уже было не потянуть по финансам. И тут у Танюши родилась идея посетить "российскую прибалтику" - Калининградскую область. Здесь надо сказать о том, что многие москвичи и питерцы ездят в эти места, но для нас, уральцев, подобный вояж довольно экзотичен. Стали изучать предложения авиакомпаний и увидели отличное предложение от Аэрофлота. Конечно, полет получался с пересадкой в Шереметьево (после банкротства авиакомпании "КД-Авиа" прямых рейсов из Екатеринбурга в Калининград нет), но все равно выходило весьма дешево.
Теперь нужно было определиться с тем, где жить и что делать в поездке. Полезли в интернет. Первоначально моё внимание привлекла Куршская коса. Было ясно, что место это красивое, интересное (особенно для меня как фотографа), не людное. С другой стороны, было ясно, что климат прибалтийский весьма переменчив, и угадать, насколько хорошая погода будет во время нашей поездки, заранее невозможно. В плохую погоду на море не пойдешь - нужно заниматься чем-то другим. Поэтому в качестве базы нужно было место, откуда можно было бы достаточно просто добираться до разных интересных мест в разных городах области. Коса для этого не очень подходила - трудно с нее выбираться, не имея автомобиля, да и платить за каждый въезд (ведь коса - это национальный парк) тоже получается довольно раззорительно. Так что нужен был какой-то еще вариант (хотя провести несколько дней на косе хотелось). Еще один немаловажный фактор - это купание. Мы с Танюшей вполне можем обойтись без того, чтобы лезть в воду, нам достаточно морских видов и воздуха. Даша высказалась в том смысле, что ей важнее возможность загорать. Полной гарантии этого мы ей не могли дать, но все же надеялись, что солнечные дни будут. А вот Женя - страшный фанат купания. В прошлом году она даже простудилась, когда не желала вылезать из весьма холодного озера Банное. Нужно было понять, сможет ли она купаться в Балтике в то время, когда мы там будем. Таким образом, вопросов было больше, чем ответов и стало ясно, что нужно искать местную турфирму, чтобы проконсультироваться и найти вариант с жильем, устраивающий нас.
Я облазил немало сайтов, предлагающих размещение в Калининградской области, общался с менеджерами турфирм, но как-то все не мог выбрать ничего, и вот на одном форуме наткнулся на адрес электронной почты турфирмы "Экси-тур" из Светлогорска. Я уже знал, что Светлогорск - это одно из двух основных курортных мест в Калининградской области (второе - Зеленоградск). Я написал по найденному адресу, не очень надеясь на ответ. Однако довольно быстро мне ответила Светлана (впоследствие стало ясно, что она - хозяйка этой небольшой фирмы), и я описал ей наши пожелания и сомнения. Она сказала, что купаться в конце июня-начале июля уже можно (конечно, доверять этому на 100% не стоило, но все равно обнадеживало). А еще предложила самый экономичный вариант из тех, что до этого мне попадались - снять двухкомнатную квартиру в Светлогорске. По поводу косы Светлана была настроена скептически, считая, что там нам не понравится, но тем не менее рекомендовала жить там в пос.Морское (до этого мы рассматривали другой поселок - Лесное), так как это самое красивое место и там тоже предложила снять двухкомнатную благоустроенную квартиру. Также она была готова предоставить нам относительно недорогой трансфер из аэропорта Храброво в Светлогорск и из Светлогорска в Морское, а вопрос трансфера для нас был весьма больным - нас много, мы не входим в обычную легковую машину (если я не сижу за рулем), да и нужны два разных детских кресла, если соблюдать все правила. Мы сориентировались по наличию самых дешевых билетов на даты и решили лететь на 11 дней - с 24 июня по 5 июля. Конечно, пятое - это день рождения Жени, хотелось его встретить уже дома, но не получалось по рейсам. Купили билеты на сайте Аэрофлота. Потом согласовали со Светланой, что неделю проведем в Светлогорске и четыре дня - на косе. По оплате договорились, что Светлана пришлет договор и счет, после чего я оплачу аванс 30%, а остальное - по приезду нашему на место.
Договор, действительно, скоро был прислан, однако это был просто слегка переделанный договор об аренде квартиры в Светлогорске. Я попросил Светлану внести в него изменения, более четко прописать все, о чем мы договорились. Однако, исправлен был только счет, договор Светлана обещала поправить после консультаций с юристом. Я подумал, что присланный по электронной почте договор - все равно не очень надежная защита в случае чего и оплатил счет банковским переводом. Светлана потом неоднократно обещала выслать мне договор, но так и не сделала этого, впрочем, я сильно не настаивал. Забегая вперед, скажу, что договора так и не было, что не помешало нам удачно съездить. Нельзя, конечно, ожидать, что подобная безалаберность в следующий раз даст столь же удачный результат, но в этом случае нам повезло.
Решив вопросы с перелетом и проживанием, мы занялись планированием программы, поиском того, что стоит посмотреть в Калининградской области. Получился довольно большой список как по Калининграду, так и по городам области. Скажу сразу, что мы побывали меньше чем в половине мест, которые вошли в наш список. О том, что мы не смогли увидеть, я кратко расскажу в заключительной части этого рассказа. Кстати, помимо поисков в интернете, я посетил магазин географических карт и атласов. Из того, что было мне предложено там, я выбрал карту Калининграда, изданную, правда, довольно давно.
Начался июнь и мы стали все чаще заглядывать на сайты с прогнозами погоды. А погоду нам обещали не очень хорошую - прохладную и дождливую. Правда, с приближением к дате поездки, прогнозы становились все более приятными. Наконец, нам стало ясно, что если верить метеорологам, первые 1-2 дня нашей поездки еще будут с неважной погодой, а потом все должно наладиться. С оптимистичным предвкушением интересного путешествия мы собирали наши многочисленные вещи.

Дорога туда и первый день в Светлогорске

Вещей, действительно, набралось много. А ведь все это нужно было как-то перемещать, нас хоть и много, но коллектив, в основном, женский, слабосильный. Так что пришлось придерживаться тактики распределения вещей по маленьким сумкам. Впрочем, было два места, которые нельзя разделить - это Катины коляска и складная кроватка, очень удобная штука, которую мы купили еще к прошлогодней поездке. Предстояло решить задачу транспортировки всей нашей команды с вещами в аэропорт Кольцово. Мы занялись обзвоном такси Екатеринбурга, чтобы найти подходящий вариант. В основном, нам предлагали взять две машины, также совсем не у всех компаний есть детские автокресла. Наконец, мы нашли фирму "Минивэн-такси", где нам предложили, как можно понять из названия, минивэн, да еще и с креслами для двух пассажиров, которые в этом нуждались. И хотя вариант был не самым экономным, мы решили остановиться на нем.
Рейс наш улетал в половину седьмого утра, так что встать перед вылетом пришлось очень рано. Но все получилось довольно организованно, такси тоже не подвело, и вот мы погрузились в машину и покатили в аэропорт. Приехали, зарегистрировались сразу на обе части нашего полета (до Москвы и от Москвы до Калиниграда), багаж тоже сдали сразу до конечной точки. Были сомнения с коляской, но в итоге пришлось и ее сдать до Калининграда, впрочем, никаких неудобств нам это не доставило. У всех нас был разный опыт авиапутеществий. Я довольно много летал по работе последние годы, да и с Татьяной мы несколько раз летали в разные страны, Женя летала один раз в жизни, в 2008м году из Анапы, а Катя и, как ни странно, Даша не летали никогда до этого. Рейс наш не задержался, мы спокойно сели в самолет и взлетели.
Сразу скажу, что полетами на самолетах Аэрофлота мы все остались вполне довольны. Обслуживание очень неплохое. Конечно, например, на Уральских авиалиниях кормят получше, но все равно, персонал был всегда очень внимательным и предупредительным. Мы спокойно прилетели в Москву и отправились ждать нашего рейса до Калининграда в зону вылета терминала D Шереметьево. Кстати, как мне кажется, наш екатеринбургский аэропорт Кольцово, который очень сильно перестроен в последние годы, выглядит получше, чем этот терминал.
Ждать пришлось пять часов и это было довольно утомительно. Хорошо, что было дневное время, и работала игровая комната, где Татьяна с Катей провели некоторое время, что скрасило ожидание. Как всегда, расстроило то, как наживаются на пассажирах хозяева торговых точек в аэропортах. Купить поллитровую бутылку питьевой воды нам удалось только за 50 рублей :(. Наконец, объявили посадку на наш рейс, мы сели в самолет и полетели в Калининград.
Посадка в Калиниграде была довольно экстремальной - самолет довольно резко маневрировал. Сразу после того, как колеса шасси коснулись бетона посадочной полосы, мы выглянули в окно. Было пасмурно, а рядом с полосой, по траве шел аист ! Аэропорт Храброво после Шереметьево и Кольцово показался маленьким и довольно обшарпанным. Мы долго получали багаж, параллельно созвонились с водителм, встречающим нас (телефон принимающая фирма сообщила нам перед отлетом). Вышли на площадь, наконец увидели водителя - Романа. Было довольно слякотно. Конечно, водитель - не носильщик, но, мне кажется, помочь своим гостям с кучей детей и кучей вещей, было бы просто проявлением вежливости, однако нам пришлось самим все перетаскивать к машине, что несколько испортило впечатление. Тем не менее мы погрузились и тронулись в путь в город Светлогорск.
Теперь можно сделать небольшое отступление и описать мои впечталения от дорог в Калиниградской области. Дороги, в основном, проложены еще немцами, в довоенное время. Поэтому они двухрядные (по одному ряду в каждом направлении), причем ряды эти узкие. По краям этих дорог аккуратно высажены деревья (мне кажется, что это липы, но могу ошибаться), которые сейчас уже весьма высокие и толстые. Водитель, который вез нас из Светлогорска на Куршскую косу, рассказал, что местные жители называют эти деревья "последними солдатами вермахта", поскольку о них регулярно разбиваются водители-лихачи. Единственным исключением является капитально реконструированная недавно магистраль Калиниград-Зеленоградск, с ответвлением к аэропорту. Это современная автострада в 2-3 ряда движения в каждую сторону.
Но из аэропорта в Светлогорск мы ехали, в основном, по узким "немецким" дорожкам. В процессе поездки Катю стошнило, утомил ее все же перелет и петляющий автомаршрут. Но, так или иначе, добрались мы до Светлогорска, остановились у въезда в город возле торгового центра, где, как я знал, был банкомат одного из банков, в котором я открыл карточку, чтобы не тащить с собой наличные деньги. Я снял сумму, которая была нужна, чтобы рассчитаться с турагентством, и мы поехали смотреть квартиру, где нам предстояло жить.
Мы подъехали к трехэтажному дому с одним подъездом. Я так и не знаю до сих пор, что это за дом. На немецкие он не похож. На типовые советские - тоже. По 4 квартитры на этаже. В принципе, вполне приличный дом. Перед дверями нас, помимо Светланы (нашего туроператора), встретило большое количество разнообразных кошек и котов. Как потом выяснилось, одна из живущих в доме бабушек подкармливает дворовых зверей. Из-за этого на лестнице часто довольно сильно пахло. Впрочем, в квартиру запах не проникал. Но вернемся к нашему приезду - Светлана провела нас на 3й этаж. Квартира еще не была почему-то до конца готова для нас - хозяева (пожилые мужчина и женщина) собирали свои вещи, чтобы ехать к дочери. Это, конечно, несколько напрягло. Светлана спросила нас, устраивает ли нас жилье. Мы ответили, что, вообщем-то да, и она убежала, не взяв пока еще с нас денег, мы договорились, что придем сегодня к ней в офис и там уже рассчитаемся. Девочкам квартира с первого взгляда не очень понравилась (к тому же мы не могли нормально расположится сразу, так как хозяева некоторое время еще продолжали свои сборы. Но вообще, квартира была очень неплохая. Двухкомнатная, с раздельным санузлом, чистая. Горячую воду обеспечивала автоматическая газовая колонка - вполне удобно, хотя непривычно. В комнате поменьше - двуспальная кровать с хорошим матрасом, на ней спали мы с Татьяной, в той же комнате развернули кроватку Кати. В большей комнате был несколько допотопный диван-кровать, который сразу развернули и не сворачивали, на нем спали старшие девочки. Посуда в кухне не блистала количеством и разнообразием, но вполне достаточна была для нас. Впоследствие мы довольно много готовили и ели "дома". Одним словом, в дальнейшем наше общее мнение о квартире улучшилось и мы были ей вполне довольны. Хотя хозяева преподнесли нам еще несколько небольших сюрпризов, но об этом в свое время. А вот фотография, сделанная на кухне, перед завтраком:



Итак, в день приезда мы были уже очень утомлены перелетом. Квартира с первого взгляда не очень нам приглянулась (в силу той же усталости). Погода была дождливая и прохладная. Однако мы все равно решили пойти гулять - во-первых, надо было дойти до офиса Светланы, во-вторых, найти кафе и поесть, ну и, в-третьих, (хотя на самом деле именно это было "во-первых") - надо было увидеть море. Мы одели все самое теплое, что привезли с собой, взяли зонты и пошли. Несмотря на мрачноватую погоду, город Светлогорск нам сразу приглянулся. Вообще, он состоит из двух частей, которые называют в обиходе по двум ж/д станциям, которые есть в городе. Мы жили в курортной части - Светлогорск-2 (и дальше я буду писать только о нем), в Светлогорске-1 даже и не были. Как я понимаю, это более-менее стандартный советский населенный пункт. А вот в Светлогорске-2 много сохранилось очень симпатичных домиков, оставшихся от немцев. Город (немецкое название его - Раушен) не был сильно затронут войной (в отличие от Кёнигсберга/Калининграда), через него и немцы, и наша армия прошли без боев. А в его домиках были развернуты госпиталя, впоследствие на базе этих госпиталей создали Центральный военный санаторий Балтийского флота. Это учреждение и сейчас занимает многие домики. Так как в первый день нашего приезда, мы не фотографировали дома, позвольте мне отложить демонстрацию архитектуры. Город начал создаваться по сути в начале ХХ века, как курорт. На его месте были дюны и немцы занялись озеленением - масштабной посадкой деревьев. Посколько планировали сделать курорт для высших слоев общества, деревья высаживались самых ценных пород. Поэтому сейчас курортная часть города похожа на парк - вдоль всех улиц растут роскошные растения. Соответственно и воздух очень чистый и свежий (море и деревья - отличное сочетание). Дышать просто приятно :).
Немного о планировке Светлогорска-2. Особенность географии такова, что город находится над морем на холме, то есть город выше моря метров на 30-40. По холму, параллельно морю идет главная улица - конечно же, это улица Ленина. Варианты спуска к морю весьма разнообразны. Можно спуститься по лестнице, на специальном лифте, по канатной дороге и просто по крутой улочке. От улицы Ленина под разными углами отходит еще несколько улиц (в направлении "от моря"), которые пересекаются небольшими улочками и переулками. Все довольно запутано получается. Но у меня имелся план города, который я, как всегда, нашел где-то в интернетах. Наш дом имел адрес Горького, 1 и располагался на углу Горького и Карла Маркса (напротив находящегося там информационно-туристского центра). Мы пошли по Карла Маркса в сторону моря, к Ленина. Это, кстати, тоже в гору получилось, такой там рельеф, Ленина как бы по гребню холма идет. Мы повернули направо, так как нам была нужна улица Октябрьская, где находится офис "Экси-тур". И на Ленина, и на Октябрбской довольно много кафе, но мы хотели найти чего попроще-подешевле. Увидали мы некое заведение под названием "Блинная", а внутри него - раздачу, как в обычной советской столовой. Зашли, посмотрели меню - вроде недорого. Там и пообедали, впрочем, не очень нам эта еда понравилась, да и вышло в итоге не то, чтобы совсем дешево. Вообщем, "на троечку". Пошли по Октябрьской, чтобы найти офис. По дороге, увидели небольшой парк, а напротив него - прокат велосипедов и веломобилей. Женька тут же запросилась покататься на диковинном экипаже. Офис был уже рядом, мы оставили нашу девочку кататься, а сами сходили в туда. Отдали нужную сумму. Светлана посетовала на погоду и сказала нам, что на Куршской косе в такую погоду мы совсем померзнем. Посоветовала не ездить туда, а остаться на эти дни в Светлогорске, с соответствующим перерасчетом. Мы сказали, что подумаем. А сами, забрав накатавшуюся Женю, пошли, наконец, к морю. Так как мы, обычно, ходили с коляской, то спускались к морю мы по крутой, но все же ровной улочке Береговой. И в первый раз мы тоже спустились по ней. Море выглядело вот так:



В начале набережной на небольшом постаменте стоял якорь, на который Женька, конечно же сразу забралась, а Танюша с Катей спустились на пляж:



Мы чуть-чуть побыли возле моря, подзамерзли, и, конечно, чувствовали сильную усталость. Так что мы пошли домой, закупив некоторое количество продуктов для завтрака на следующий день. А дома легли спать. Вот так прошел первый день нашего путешествия.

Второй день поездки. Калининград - музей океана и прогулки под дождем.

Все прогонозы погоды говорили о том, что этот день еще будет прохладным, пасмурным и дождливым. На море было делать нечего, поэтому мы решили начать нашу экскурсионную программу - съездить в Калининград, а там посетить Музей Мирового океана.
Из Светлогорска в Калининград и обратно можно добираться на автобусах или на электричках. Автобусы существенно дешевле и ходят гораздо чаще, начинают ходить сильно раньше, а заканчивают - сильно позже. Время в пути одинаковое - около 1 часа. В жару, конечно, в электричке ехать поприятнее. Мы решили, что с маленьким ребенком нам будет удобнее ехать по ж/д. Запланировали успеть на утреннюю электричку, которая уходит около 9 часов утра. Однако прособирались, прокопались, стало ясно, что на нее не успеваем - что ж, придется ехать на автобусе. Мы еще не сориентировались до конца в географии Светлогорска и поэтому пошли на конечную автобуса, к ж/д станции. Поскольку ожидались дожди, мы не стали брать коляску - в дождь от нее нет проку, а Катерина поехала в эрго-рюкзаке, который мы используем для ее переноски при необходимости. Погрузились в автобус и поехали. Дорога вполне приятная. Особенно интересно было, когда мы увидели гнезда аистов на столбах и крышах и самих птиц в этих гнездах. Мы все в первый раз видели эту картину. К сожалению, ни одного снимка аистов сделать у нас не получилось. Как-то видели мы их только, когда ехали в автобусах, то есть остановиться и поснимать возможности не было. А при переездах на автомобилях ни разу не встретили мы ни гнезд, ни аистов. Кстати, если говорить о фото, в этот день из-за пасмурной погоды мы решили не брать с собой зеркалку и ограничились "цифромыльницей". Так что фото с этого дня не блещут качеством, уж извините.
Приехали в Калиниград, спросили попутчиков, где нам лучше выйти, чтобы попасть к Музею океана, вышли на указанной нам остановке, сориентировались по карте и пошли. Вид города нас несколько разочаровал. Конечно, мы знали, что Кёнигсберг сильно разрушен был в войну, но одно дело знать, а другое - увидеть своими глазами. Нет, конечно, развалин никаких не было, был просто обычный советский город, ничем особо не отличающийся от Екатеринбурга. Особенно приуныла Даша, которая надеялась увидеть старый европейский город. Ну что ж, тем не менее, мы пошли к музею.
Музей занимает довольно большую территорию по берегу реки Преголя. Там создана целая "набережная исторического флота". У причалов стоят: научно-исследовательское судно «Витязь»; судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев»; музейная подводная лодка 641 проекта «Б-413»; средний рыболовный траулер «СРТ-129». На "Пацаева" и траулер вход только с экскурсиями. А на подлодку и "Витязь" можно зайти самому, конечно, в часы работы музея. Помимо кораблей, музей включает Главный корпус с аквариумом и смотровой башенкой, экспозицию «Морской Кёнигсберг-Калининград», которая размещается в отреставрированном портовом складе середины XIX века с одноимённым названием и включает археологическую находку «Корабль XIX века», а также павильон "Кашалот", где экспонируется скелет кита-кашалота. Билеты можно покупать как на отдельные объекты, так и сразу на несколько объектов, что выходит дешевле, чем при покупке отдельных билетов. Мы купили билеты на все объекты и начали путь с осмотра подводной лодки "Б-413". Вот как она выглядит:



Осмотр начинается с носового отсека лодки. Там нас встретил смотритель - симпатичный пожилой дядечка в морской форме, который рассказал нам много интересного про подводные лодки вообще и ту, на которую мы попали, в частности. Он даже разрешил Жене сделать несколько снимков, хотя вообще-то мы не платили за съемку. Вот носовой торпедный аппарат с торпедой внутри:



А дальше мы прошли по отсекам подводной лодки. Было очень интересно. Особенно поразило нас то, как там тесно. Койки очень короткие, в отсеках места совсем немного. Пролезать в люки, соединяющие отсеки, было совсем не просто. А ведь моряки должны быстро перемещаться по лодке при необходимости. Потом на берегу мы увидели тренажер для тренировки навыков таких перемещений - кусок трубы соответствующего диаметра, установленный на подставку. Пройдя вдоль лодки, мы поднялись на палубу, и Даша сфотографировала нас на фоне рубки:



Сойдя на берег мы пошли вдоль пирса в сторону главного корпуса музея. На берегу там находится много интересных предметов - пушки старинные и современные, якоря, мины и т.п. Вот несколько фотографий:



Как я уже говорил, в главном корпусе - аквариум. В нем фотографировать нельзя, так что показать вам его обитателей я не могу. Но аквариум - замечательный. Я долго рассматривал красивых рыб и других морских животных. Я бы и подольше там побыл, но наша маленькая девочка через некоторое время пресытилась зрелищем, и нам пришлось двигаться дальше. Кстати, в том же зале, где аквариумы, демонстрируется богатая коллекция самых разных морских раковин, их тоже очень интересно рассматривать. Мы поднялись и на верхний этаж главного здания, и на смотровую башенку, но там уже было не так интересно. Затем мы направились в расположенный рядом павильон "Кашалот". Это довольно большой павильон, в котором смонтирован восстановленный скелет кашалота. Вокруг него, по стенам павильона размещены экспонаты и стенды, рассказывающие о китах и китобойном промысле (например, там есть описание всех основных видов китов, гарпунная пушка, интересные материалы, рассказывающие о советской китобойной флотилии и многое другое). Фотография оттуда всего одна, на ней можно видеть макет дельфина и его скелет, а над ними - кусочек скелета кашалота:



Затем мы посетили экспозицию «Морской Кёнигсберг-Калининград», которая нас не очень заинтересовала, видимо, мы уже стали уставать. Последним объектом, который мы хотели посетить, было научное судно "Витязь". Вот как оно выглядит снаружи:



Конечно, на судне было очень интересно. Снимать там было тоже не очень можно. К сожалению, тут не только Катя, но уже и Женя сильно устали, и нам пришлось осмотривать всё несколько "бегом". Напоследок еще несколько фотографий с территории музея океана. Вот судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев»:



Уголок территории с фонтанчиком, ялом и выставочным залом "Пакгауз", которое находится в восстановленном портовом пакгаузе.



И я на фоне подводного обитаемого аппарата «Пайсис» :).



Одним словом, нам очень понравился музей океана. Это, безусловно, обязательный объект для посещения всех, кто приехал в Калининград.
А нам предстояло найти место, где бы можно было поесть, потому что дети проголодались. Музей океана расположен в нетуристическом районе и найти предприятие общепита у нас не получилось. Я посмотрел карту. Мы хотели дальше попасть на остров Канта к Кафедральному собору. Мне показалось, что можно довольно быстро дойти туда пешком по Московскому проспекту, где, я предполагал, может найтись и кафе/столовая. Увы, идти оказалось не так уж и близко, и кафе нам не попались. Наконец, мы притопали на улицу Октябрьскую, к мостику на остров Канта. Напротив мы увидели супермаркет "Виктория" и решили пойти туда, чтобы посмотреть, нельзя ли там поесть. В самом супермаркете был кафетерий, но столики там были только "стоячие", что для детей не подходило, конечно. Зато в том же здании обнаружилось кафе итальянской кухни "Дон Ченто", а в нем - бизнес-ланчи, по более-менее разумной (хотя и несколько более высокой, чем мы рассчитывали) цене. И мы решили "кутнуть". Кафе оказалось хорошим, мы заказали бизнес-ланчи каждый по своему вкусу, там были и салаты, и супы, и, конечно, несколько видов пиццы. Все было вкусно, обслуживание хорошее, так что мы с удовольствием отдохнули и поели.
Затем решили пойти все же осмотреть Кафедральный собор (точно установить дату его строительства нельзя, в 1320 г. упоминается о намерении строительства, вероятно, епископ Кларе начал производство работ в 1332-1333 гг., с 1972 по 1990 гг. - работы по консервации, с 1990 г. - начало восстановления). Тут как раз и начался дождь. Так что вокруг собора мы ходили под зонтиками. Видели могилу Канта. Собор, конечно, красивый, есть на что посмотреть. Вот его фасад:



Потом вернулись к мостику, сходили в "Викторию" уже как в магазин - купили продуктов, все же Светлогорск - курортное место, там все дороже. Потом сели на трамвай и поехали на Северный вокзал, хотели уехать обратно все же на электричке. Успели на последнюю. Ехать в ней было удобно - народу в вагоне очень немного. Пока ехали - тучи, висевшие в небе целый день, стали потихоньку расходится, проглянуло солнышко, что нас, конечно, сильно радовало. К моменту нашего приезда в Светлогорск небо практически очистилось ! И мы зашли домой, взяли зеркалку и пошли смотреть закат на море. Вот как это было:



Красота ! Довольные удачным началом отдыха мы пошли домой - ужинать и спать.

Третий день поездки. Калининград - зоопарк.

Несмотря на то, что пасмурная и дождливая погода закончилась, этот день ожидался еще не очень жарким, и мы решили снова съездить в Калининград, но в этот раз с более "детской" программой - побывать в зоопарке. Нам сильно нахваливали Калининградский зоопарк, даже говорили, что он - лучший в Европе. Хотелось проверить. Опять поехали на автобусе, на сей раз взяв коляску. Мы уже знали, что около нашего дома, возле озера есть остановка автобусная, но пошли на конечную (к вокзалу), чтобы удобнее загрузиться с "багажом". Приехали в Калининград, вышли у Северного вокзала и пошли по проспекту Мира к зоопарку. Я знал, что по дороге мы увидим памятник Шиллеру и, увидав издали мужчину на постаменте, сказал девочкам, что это и есть великий драматург, однако, при ближайшем рассмотрении, оказалось, что это - памятник Петру I:



Памятник Шиллеру обнаружился в сквере напротив:



А рядом с ним находится симпатичный фонтан:



Вот, наконец, мы дошли до зоопарка, купили билеты и прошли внутрь. Теперь я предлагаю вам познакомиться с обитателями зоопарка. Отмечу, что зеркалку в зоопарке у нас отобрала Даша, так что авторство большинства кадров - ее, впрочем, есть и несколько снимков, снятых мною и Татьяной.


Антилопа Канна


Жираф


Тапиры


Слон


Лама (какого-то необычного
подвида, не помню название)

Другая лама


Медведь бурый


Медведь
гималайский

Медведь белый


Львица и львята


Нутрия


Коза


Морской лев, плывущий на спине


Серьезная чайка


Та же чайка, только в профиль :)


Кенгуру


Сибирский горный
баран Руслан
 
.

Как видите, животных много и они весьма разнообразны. История зоопарка интересна и включает драматические моменты. Например, в результате штурма Кёнигсберга здания и вольеры были разрушены, а из животных осталось только четыре: лань, барсук, осёл и раненный бегемот, которого окрестили Гансом. Бегемота нашли в канаве на окраине зоопарка. У него оказалось семь пулевых ранений ! Благодаря усилиям ветеринаров бегемот Ганс выжил и стал первым крупным животным Калининградского зоопарка. Возможно, именно поэтому и по сей день символом зоопарка является бегемот.
Если сравнить калиниградский зоопарк с другими зоопарками, где нам приходилось бывать, то, мне кажется, что он на уровне лучших из виденных нами зоопарков России - московского и зоопарка Ростова-на-Дону. Точнее мне он кажется чуть повыше уровнем, чем ростовский, а Татьяна считает их очень похожими. Кстати, если уж говорить о зоопарках, то очень неплох зоопарк в нашем родном Екатеринбурге, но его специфика в том, что он имеет небольшую территорию, поэтому, например, копытных разместить там просто негде, зато есть замечательная коллекция небольших экзотических животных вроде лемуров, фосс и т.п. Ну а лучшим зоопарком из всех, виденных нами, является, безусловно, зоопарк в Праге. До него ни один из наших зоопарков не дотягивает, как нам кажется.
Территория зоопарка в Калининграде большая. Зверей много. Мы ходили долго, устали и проголодались. На территории зоопарка имеется, к сожалению, только одно кафе и оно принадлежит местной сети фаст-фудов (название я уже забыл). Пришлось поесть в нем. Мы с Татьяной не любим фаст-фуды. Пища отнюдь неполезная, а стоит не шибко дешево. Но тут выбирать было не из чего, впрочем Женя, конечно, была рада картошке фри и сосискам :).
После перекуса еще погуляли по парку. Наконец, собрались в обратный путь. В этот день уже решили больше ничего в Калининграде не смотреть, пошли на Северный вокзал, чтобы ехать в Светлогорск. Напротив вокзала поснимали одно из сохранившихся зданий старого Кёнигсберга - это бывший Полицайпрезидиум (ныне в нем размещается Управление ФСБ), время строительства 1912-24 гг., архитектор - тайный верховный советник Фюрстенау.



В Светлогорске мы снова пошли погулять вечером на море. Немного прошлись по променаду - это набережная вдоль берега, довольно длинная (более 500 метров). Вот Женя рядом со скульптурой русалки:



Затем девочки через некоторое время ушли домой, а я остался на берегу, чтобы снова немного поснимать. На сей раз я не дождался заката, но на море и берег в предзакатном свете предлагаю вам взглянуть.



Четвертый и пятый дни поездки. Прогулки по Светлогорску и пляж.

Мы решили никуда уже не ездить в эти дни, а походить, наконец, на пляж и погулять по Светлогорску - посмотреть и поснимать. Что мы и сделали. В первую половину четвертого дня - гуляли по городу. Сходили к гостинице "Дом сказочника", которая находится недалеко от нашего дома. На площадке вокруг гостиницы расположен макет замка Кёнигсберг и трёх средневековых городов, парк скульптур героев гофмановских новелл:



Вот "визитная карточка" Светлогорска - водогрязалечебница с 25-метровой водонапорной башней и солнечными часами . Лечебница была построена в 1908 году.





Просто красивые домики:



Пообедали дома и пошли на пляж. Бесплатный пляж - не очень большой и довольно населенный. Но мы всегда устраивались вполне прилично. Песок - замечательный. А море было весьма прохладное. Никто из нас толком не мог в него зайти. Разве что забежать на минутку. Никто, конечно же, кроме Жени. Она, как веселый тюлень, плескалась в воде с большим удовольствием. Часто в компании таких же безбашенных детей примерно ее возраста. Катя к морю отнеслась в первое время несколько настороженно, но с интересом :).



Загорать же на пляже было очень даже хорошо. Побыв на пляже, мы решили поужинать в одном из кафе, для поиска которого решили прогуляться по Ленина. Ни одно из кафе не привлекало нашего внимания и мы свернули к морю. Около лестницы, ведущей к променаду мы обнаружили кафе-блинную сети "Блинца-ца". Это уже не блинная советского формата, а более современное заведение - по сути фаст-фуд на основе блинов. Мне кажется, сейчас во многих городах есть подобные кафе. Против такого варианта быстрого питания мы с Танюшей не возражаем :) Так что мы заказали себе много разных блинов и с удовольствием поужинали ими с видом на море.
После ужина у меня хватило сил, чтобы отнести нашу коляску вниз по длинной лестнице к променаду. Внизу этой лестницы расположен еще один символ Светлогорска - большие солнечные часы. Вот вид с верхней площадки лестницы:



А вот сами часы:



Мы спустились, стали гулять и любоваться закатом уже с этой стороны променада. Вот, кстати, как он (променад) выглядит:



И отражение закатного солнца в воде:



На следующий день мы пошли на пляж с утра. А ближе к вечеру - снова гуляли по городу. Женя снова каталась на полюбившемся ей веломобиле:



В городе мы встретили нашего турагента, Светлану. Она снова отговаривала нас ехать надолго на Куршскую косу, мы снова не знали, что сказать, и она предложила нам съездить на одну из автобусных экскурсий на косу, которые организует ее фирма бесплатно, "все равно места в автобусе остаются свободные". Мы были даже несколько удивлены таким щедрым предложением и, кончено, согласились. Ну и пошли дальше гулять, домики разглядывать:



Такие у нас получились два отличных пляжно-расслабленных дня.

Шестой день поездки. Янтарный.

В этот день мы решили посетить небольшой город Янтарный, который находится в 20 км от Светлогорска. Возле этого города находится крупнейшее в мире месторождение янтаря, в котором сосредоточено 90 % его разведанных запасов. Крупнейшее предприятие города — ГУП «Калининградский янтарный комбинат», занимающееся добычей и обработкой янтаря. Раньше город назывался Пальмникен (Palmnicken) и возник он в 1654 году. Основой экономики посёлка уже тогда стала добыча янтаря, осуществлявшаяся вручную. Мощный импульс развития Пальмникен получил в конце XIX века с началом промышленной добычи янтаря, которую стала осуществлять фирма «Штантин унд Беккер». Основные достопримечательности Янтарного связаны с этой фирмой.
Впрочем, есть в Янтарном кое-что, не связанное с янтарем и его добычей. Нас очень интересовал Музей русских суеверий, который переехал в Янтарный в 2008 году с Куршской косы, где находился до этого. Кстати, на некоторых сайтах еще указано, что музей - на косе, что создает путаницу.
В Янтарный из Светлогорска ходит два маршрута пригородных автобусов (каждый примерно 4-5 раз в день). Один едет через Покровское, Янтарный до Синявино, а другой заезжает в Янтарный по другой дороге и едет в Покровское. Еще есть автобусы на Балтийск, которые тоже проезжают Янтарный. Кстати, все эти нюансы мы узнали только уже, когда ходили по Янтарному. Автобусы едут не от ж/д вокзала Светлогорск-2, как Калинградские, а из Светлогорска-1. Ближайшая к нам их остановка называлась Карла Маркса. Мы заранее посмотрели расписание и поняли, что нам нужно успеть на автобус до Синявино, который оправлялся, кажется, где-то в 9-40. Ну что ж, постарались и успели. Поехали с коляской, что позже оказалось стратегически неверным. Мы знали, что музей суеверий находится в комплексе "Янтарный замок". Спросили попутчиков в автобусе, где нам лучше выйти, нам объяснили и мы решили выйти не у самого "замка", а несколько пораньше - прогуляться. Идея была правильной. По дороге нам встретилась одна из главных достопримечательностей Янтарного - лютеранская кирха, построенная 1892 году на средства компании «Штантиен и Беккер». Архитектурный проект — уменьшенная копия капеллы в пригороде Берлина. Построено здание из огромных валунов, убранство было выполнено в романском стиле, был установлен орган и два колокола. Впоследствие орган был утрачен. После Второй мировой войны кирха использовалась то как клуб, то как спортзал, то как склад. В 1991 году кирха была передана Русской Православной Церкви и освящена в честь Казанской Иконы Божьей Матери. Вот она:



А через некоторое время мы добрались и до "Янтарного замка". Музей располагается в здании XIV века, являвшегося частью крепости Пальмникен.



Сначала мы пошли в Музей суеверий. Это частный музей. В 2002 году его создал резчик по дереву Михаил Семенов. Экспонаты музея - статуэтки древних духов, персонажи сказок и народных поверий. Занимает музей небольшую комнату на втором этаже. Сам создатель музея работает в ней же, вырезая новые фигурки. Очень радушный и симпатичный человек. Увидев нашу компанию, спросил, все ли дети наши, а получив утвердительный ответ, разрешил фотографировать бесплатно, чем мы и воспользовались. Вот несколько экспонатов музея:

Шиш

Жердяй

Воструха


Боли-Башка

Аука


Бабай


Шишига



Вообщем, отличный музей. А вот еще один рассказ про него, более подробный.
Помимо Музея суеверий мы посмотрели в Янтарном замке экспозицию, рассказывающую про добычу янтаря - мне было очень интересно. Ну и, конечно, большое количество изделий из этого солнечного камня. Потом мы стали разведывать, куда бы еще нам сходить. Одним из обязательных пунктов организованных экскурсий в Янтарный является карьер комбината. Мы тоже думали его посмотреть, но сотрудники музея нам сказали, что туда без машины не добраться, а если и добраться - то не попасть на территорию. Пришлось отказаться от этой идеи. Посоветовали нам сходить на озеро Янтарное - надо было дойти по основной улице городка - Советской - до мостика и свернуть направо. Ну что ж, пошли.
Вдоль улицы Советской расположены домики т.н. Скандинавского квартала. Эти домики построены были компанией «Штантин унд Беккер» для своих сотрудников. И в них и сейчас живут. Очень нам домики эти понравились.





Идти до мостика оказалось довольно долго. Женя устала, Катя капризничала. Свернули мы на дорогу к озеру. Дорога оказалась довольно разбитой грунтовкой. Везти по ней коляску было страшновато. Спросили прохожих, далеко ли идти - сказали нам, что не очень близко. Вообщем, мы испугались и не пошли (а были бы без коляски - посетили бы интересное озеро, образовавшееся из выработанного янтарного карьера). Решили с горя ехать обратно в Светлогорск. Тут то и пришлось нам разбираться с системой маршрутов и выяснять расписание автобусов. Стало ясно, что ближайший автобус - через несколько часов. Решили погулять еще по Янтарному. Пошли обратно к центру. Разведали, где находится нужная остановка автобуса - около ж/д станции (станция сейчас не работает, так как эта ветка железной дороги не используется). Потом пошли на море. Прошли через старинный красивый парк, называемый в народе парком Беккера (основателя парка и янтарной мануфактуры) и спустились по деревянной лестнице на пляж. Пляж Янтарного очень большой (ширина пляжа не уменьшается вдоль береговым течением, как в других местах побережья, так как он постоянно подпитывается пульпой янтарного комбината). В этот день он был очень малонаселенным. И было очень ветрено.



Из-за ветра сидеть на пляже было не очень приятно и мы потихоньку направились к автобусной остановке. Возле нее расположена старая водонапорная башня:



Вскоре приехал автобус и мы вернулись в Светлогорск. Было еще не очень много времени, и мы решили пойти на пляж. Тащить туда тяжелую зеркалку не хотелось, так что мы ее оставили дома. Конечно же, когда мы пришли на пляж, первое что мы увидели, был красивый парусник, который постепенно приближался к берегу. Корабль медленно проплыл вдоль берега, красуясь и уплыл вдаль. Как же мы кусали локти, что не взяли нормальный фотоаппарат с собой ! У нас была только "мыльница", снимками с нее и придется ограничится:



Это был барк "Крузенштерн". Порт его приписки - Калининград. Когда мы были в музее океана, Татьяна спросила кого-то из сотрудников музея об этом легендарном паруснике. И ей сказали, что корабль ушел в поход. Видимо, поход не очень дальний и "Крузенштерн" прошел мимо Светлогорска, чтобы порадовать многочисленных отдыхающих :).
Корабль уплыл, мы остались валяться на пляже. Кате очень понравился новый надувной мячик, который мы купили в Янтарном.



Вообщем, поездка в Янтарный выдалась несколько сумбурной, хотя и все равно интересной. А на следующий день нас ждала экскурсия на Куршскую косу.

Седьмой день поездки. Экскурсия на Куршскую косу.

Экскурсионный автобус отправлялся в 14 часов, поэтому с утра пошли на пляж. По дороге увидели автомобиль с забавным названием:



Немного повалялись на пляже, пошли домой, пообедали и пошли к автобусу. Светлана сдержала слово, мы поехали на экскурсию бесплатно, хотя автобус, в первый раз в сезоне, был заполнен полностью. День был солнечный, автобус, конечно, без кондиционера, и Кате через некоторое время, видимо, стало сильно жарко и душно - она очень сильно расскандалилась, мы не могли ее унять никакими способами минут 15, было очень неловко перед остальными туристами и экскурсоводом. Даже думали, не выйти ли нам в какой-нибудь деревне попутной. Но все же девочка успокоилась и уснула, а мы подумали, что правильно не стали ездить на другие организованные экскурсии. Они, конечно, есть и интересные, но вот мы к ним были не очень приспособлены.
Между тем, мы доехали до еще одного курортного городка - Зеленоградска, немножко посмотрели и на него (то, что видели, понравилось меньше Светлогорска). Как раз от Зеленоградска и начинается Куршская коса. Позволю себе немного про нее рассказать. Длина косы — 98 километров, ширина колеблется от 400 метров (в районе посёлка Лесное) до 3,8 километров (в районе мыса Бульвикё, чуть севернее Ниды). Здесь на очень небольшом расстоянии друг от друга соседствуют очень разные пейзажи: песчано-пустынный, хвойные леса, березняки запада России. Коса напоминает музей природных зон. Коса тянется от Зеленоградска до литовской Клайпеды (Смильтине). Тело косы состоит из песка, покрытого тонким (в несколько сантиметров толщиной) растительным слоем. Образование этого слоя происходило в течение многих десятилетий. Фактически коса является полуостровом, так как в районе Клайпеды находится пролив, соединяющий Куршский залив и Балтийское море, по которому в Куршский залив и обратно проходят суда.
Часть Куршской косы принадлежит России, часть — Литве. Граница расположена на 49-м километре косы (если считать от Зеленоградска). На российской половине Куршской косы расположен национальный парк «Куршская коса» (статус присвоен в 1987 году) и населённые пункты: пос. Лесное, Рыбачий, Морское. Самое крупное поселение на Литовской половине — посёлок Нида, другие посёлки — Прейла, Пярвалка, Юодкранте и Смильтине. На литовской части также расположен Национальный парк Куршской косы, основанный в 1991 году.
В X—XI веках на Куршской косе существовало поселение викингов. В середине XIII века Куршская коса вошла в состав владений Тевтонского ордена и служила самой короткой дорогой между северной и южной частями земель ордена, соединяя его столицу Мариенбург, замок Кёнигсберг с окружавшими его тремя городами и Мемель (нынешняя литовская Клайпеда). Рыцари построили здесь несколько сторожевых замков для отражения набегов воинственной литвы и жмуди и кирпичный заводик. В то время на косе поддерживался безукоризненный порядок. Но как только орден пришёл в упадок, на косе началась вырубка лесов и выпас скота, что привело к уничтожению растительного слоя, закреплявшего пески. Защиты от ветра не стало, тонкий слой почвы вытоптали копыта коров и дюны начали разрушаться. Обнажившиеся пески стали перемещаться под действием ветра и засыпать целые деревни. В середине XIX века здесь образовалась настоящая пустыня — на полсотни километров к северо-востоку от Заркау (нынешнее Лесное) тянулись песчаные безлесые холмы высотой 60-70 метров ("песчаная катастрофа"). Такое положение дел не устраивало прусские власти, и здесь начались масштабные работы по сдерживанию дюн и озеленению косы. К Первой мировой войне наступление дюн остановили, а косу засадили соснами — обыкновенными, крымскими, чёрными и горными. Чтобы защитить берег от образования новых дюн, построили искусственную авандюну, протянувшуюся вдоль всего стокилометрового морского побережья.
Дорога от Зеленоградска к КПП нацпарка - обычная, неширокая. И от самого города все ее обочины были уставлены легковыми автомобилями - люди приехали на море. Причем, с открытием автострады Калининград-Зеленоградск увеличилось и количество калининградцев, которые сюда приезжают - дорога получается быстрой. Перед КПП - очередь из автобусов и машин. Потихоньку едем в ней, подъезжаем к КПП, экскурсовод оплачивает за нас сбор за въезд в национальный парк и вот - мы едем по косе.
По правилам поведения в нацпарке ходить по его территории можно только по специально оборудованным маршрутам, парковать машины - на специальных парковках (запреты, увы, соблюдаются плохо). Маршруты эти оборудованы так, чтобы с них можно было осмотреть какие-либо природные достопримечательности. Наша экскурсия предполагала посещение трех таких достопримечательностей. Первой из них был «Танцующий лес» Маршрут протяженностью 0.8 км расположен на 37-м км косы и знакомит с участком необычного соснового леса, посаженного в начале 60-х гг. XX в. на дюне Круглой (Рундерберг) в окрестностях поселка Рыбачьего (Росситтен). Деревья "Танцующего леса" искривлены, даже закручены в спирали и т.п. Причины этого явления неясны и есть ряд разных версий и легенд об этом. Место любопытное, конечно, предлагаю вам самим посмотреть.




Потом мы сходили на маршрут "Высота Эфа". Это маршрут протяженностью 2,8 км проложен на 42 км Куршской косы в окрестностях поселка Морского. Он ведет к дюне Ореховой (Петш), самая высокая точка которой была названа высотой Эфа в честь лесовода Франца Эфа (Вильгельм Франц Эфа, нем. Wilhelm Franz Epha, 1828—1904 — немецкий учёный и инженер, автор проекта по укреплению и облесению Куршской косы, более 40 лет проработал на Куршской косе в должности дюнного инспектора). По деревянным настилам мы прошли от дороги в сторону Куршского залива к первой (из двух) обзорной площадке. И нам открылся удивительный вид.



После этого, основная часть группы ушла обратно к дороге, чтобы перейти ее и пойти на берег Балтийского моря (на другую сторону косы). Даша и Женя тоже пошли туда, так как хотели искупаться. А мы с Татьяной и Катей прошли чуть дальше ко второй смотровой площадке, откуда виден поселок Морское.



Ну и снова замечательные дюны.



Нам очень понравились необычные пейзажи этого места. И мы решили, что все же хотим пожить в Морском, но не четыре дня, как планировали, а два. Мы изучили план косы, который выдали нам на КПП, и увидели, что за Морским есть еще один интересный маршрут - "Озеро Лебедь", который тоже можно посетить, базируясь в поселке.
Мы спустились со смотровых площадок и подошли к автобусу, большая часть группы тоже постепенно пришли с моря, в том числе и наши девочки. Женя искупалась, но ей не очень понравилось - вода была холодная и было ветрено.
Мы поехали к третьей точке нашей экскурсии. Мы посетили орнитологическую станцию "Фрингилла" - полевой стационар Биологической станции Зоологического института РАН по кольцеванию птиц и изучению их миграционного состояния. Маршрут протяженностью 0.5 км расположен на 23-м км косы. Куршскую косу называют "птичий мост". По ней проходит древний миграционный путь птиц (150 видов) из северных районов Европы в южные районы Европы и Северную Африку. В дни миграций над косой ежедневно пролетают до миллиона пернатых. Гнездятся здесь 102 вида птиц. "Фрингилла" - одна из первых в мире и старейшая в Европе орнитологическая станция, расположенна в посёлке Рыбачий. Она была основана немецким теологом и любителем птиц Иоганном Тинеманом 1 января 1901 года. Экскурсию по полевому стационару "Фрингилла" провёл ученый-орнитолог, интересный и веселый дяденька. Он показал нам ловчую сеть, которая представляет собой, по сути, огромный сачок, лежащий на земле. Диаметр входа - около 10 метров, птицы просто залетают в этот устроенный из сетей сужающийся тоннель, а повернуть назад уже не могут и попадают в конечную камеру, откуда ученые их достают, взвешивают, измеряют, кольцуют и отпускают. Конечно, летом птиц попадается гораздо меньше, чем весной и осенью.
На этом наша экскурсия окончилась и мы поехали обратно в Светлогорск, а там позвонили Светлане, сказали ей спасибо за любезно подаренную нам экскурсию и попросили организовать нам два дня проживания на косе вместо четырех. Соответственно, у нас добавилось два дня в Светлогорске.

Восьмой день поездки. Последняя поездка в Калининград.

Мы решили в последний, третий раз посетить Калиниград. Так как погода ожидалась хорошая, мы хотели поснимать в городе на нормальную технику, посетить музей янтаря и какой-нибудь парк и устроить прощальный обед в понравившемся нам кафе "Дон Ченто". Поехали на автобусе, без коляски. На этот раз мы решили садиться в автобус на ближайшей к нам остановке возле озера Тихого. Да, в Светлогорске есть небольшое озеро, довольно живописное. На нем имеется даже лодочная станция. В один из дней мы даже сходили туда на разведку, но совершенно негуманные цены не позволили нам покататься на лодке или катамаране. А напротив остановки стоит еще один симпатичный домик, я его немного поснимал, пока ждали автобус.



Пришел автобус, и мы отправились в Калининград. Вышли снова у Северного вокзала, сфотрографировали в очередной раз любимое здание Полицайпрезидиума.



Потом прошли на центральную площадь города - площадь Победы, там же находится и главный городской собор - Храм Христа Спасителя (привет Москве :) ).



Далее пошли пешком по улице Черняховского к площади Василевского, где находится Музей Янтаря. По дороге посетили банкомат и пополнили запасы наличности. Прошли по плотине Верхнего пруда. Вот вид на пруд, плотину и башню Дона, где и расположен музей. Башня носит имя прусского генерал-фельдмаршала Дона, участвовавшего в освободительной войне против наполеоновской Франции в составе русско-немецкого региона и с 1812 года находившегося на русской службе. Башня является историко-архитектурным памятником середины XIX столетия, составляющая вместе с Росгартенскими воротами единый крепостной комплекс (про ворота будет чуть позже).



Перед музеем, конечно, расположен длинный ряд лотков, где продаются разнообразные изделия из янтаря. Девочки не удержались и купили кое-что. А вот и башня вблизи.



Музей янтаря оказался единственным музеем, куда нас бесплатно пустили, как многодетную семью. Музей не очень большой. Мне понравилась та его часть, которая рассказывает о происхождении янтаря, его свойствах, как минерала и о его добыче. Изделия, конечно, тоже есть уникальные и красивые. А Кате понравился внутренний дворик музея, в котором росли цветы и бил маленький фонтанчик :) Утащить ее оттуда удалось с большим трудом.
Как я упоминал выше, рядом с музеем находятся Росгартенские ворота. Росгартен – так называлось раньше одно из предместий Кенигсберга. В воротах проверяли подорожные документы и собирали специальный налог с приезжих. Сейчас в здании ворот находится рыбный ресторан . Сверху на воротах сохранились горельефы. Слева — военный министр генерал Герхард Иоанн Давид фон Шарнхорст (1755—1813), умер от тяжелого ранения, полученного в бою 28 июня 1813 года. Справа — граф, генерал-фельдмаршал Август Вильгельм Антон фон Гнейзенау (1760—1831), отличившийся в битве под Ватерлоо.



После краткого осмотра ворот мы сели на трамвай и поехали к Кафедральному собору и приглянувшемуся нам кафе. Сначала пошли в кафе. Все было неплохо, так же как в прошлый раз, не считая небольшого инцидента. Мы сделали заказ, нам ничего не принесли еще, когда Татьяна подумала, что неплохо было бы поменять вид своего бизнес-ланча на более дорогой. Однако официантка отказалась это сделать, сославшись на особенности торговой системы. Мне кажется, это как-то не очень красиво. Впрочем, еда была снова вполне приятная.
Я еще ни разу не упомянул, что напротив острова Канта с собором находится недавно построенный квартал "Рыбная деревня". Он построен в стиле старого Кенигсберга и выглядит очень неплохо. В его составе есть смотровая башенка. Мы еще в наш первый приезд решили, что в хорошую погоду неплохо было бы поснимать с нее. И вот решили выполнить эту задумку. Но сначала дети захотели посетить расположенную рядом детскую площадку в виде корабля. И некоторое время они там полазали:



Я же отошел к краю набережной и сделал вот такой кадр с собором:



Потом мы залезли на башню (вход платный туда). Вот какие кадры оттуда получились.



Затем решили съездить в Центральный парк культуры и отдыха. Поехали снова на трамвае, с одной пересадкой. У входа в парк находится Кирха памяти королевы Луизы. Королева Луиза по праву считается самой знаменитой женщиной Восточной Пруссии. Её почитали все жители Кёнигсберга, называли своей « духовной наставницей», а также считали идеалом прекрасного пола. После смерти королевы в 1899-1901 гг. была построена кирха памяти королевы Луизы, спроектированная Фридрихом Хайтманом, который за это был удостоен звания «придворный архитектор». Кирха королевы Луизы существовала несколько столетий, но была разрушена войной. Была восстановлена лишь в 1976 году. Сейчас в кирхе находится Театр кукол. Фотографировать кирху было не очень удобно, но вот что получилось:



Покатались мы немного и на аттракционах.



А потом пошли смотреть на необычный памятник - памятник барону Мюнхгаузену. Скульптура стала подарком на 750-летие Калининграда от немецкого города Боденведена – родины барона. Известно, что реальный прототип барона Мюнхгаузена Карл Иероним Фридрих барон фон Мюнхгаузен дважды посещал Кенигсберг – по дороге в Санкт-Петербург и обратно. Автор – немецкий мастер художественной ковки Георг Петау. Памятник – стальная стена, в которой вырезан силуэт летящего на ядре Мюнхгаузена. На постаменте с одной стороны выбита надпись «Кенигсберг», а с другой – «Калининград», дабы подчеркнуть историческую связь немецкого города с русским.



Время близилось к вечеру, пора было потихоньку двигаться к вокзалу, чтобы ехать в Светлогорск. Мы прошли пешком от парка по проспекту Мира, и Даша фотографировала дома.



Эти дома, конечно, понравились нам гораздо больше, чем расстроившая нас в первое посещение города застройка возле Музея Океана. Ближе к вокзалу находится еще одна интересная скульптура - «Борющиеся зубры», которая была подарена Кенигсбергу прусским министерством культуры. Автор произведения – скульптор Август Гауль. Скульптуру назвали «Прокурор и защитник», так как 1914 году за ней было построено здание земельного и административного судов. Сейчас в этом месте разместился Калининградский государственный технический университет. Мы ее видели еще во второй наш приезд в Калининград, но тогда за ней стоял некрасивый забор, ограждающий ремонтные работы на здании, теперь же забор уже был убран и можно было сфотографировать памятник.



Наконец, мы снова вышли на площадь Победы



Мы постояли немного на краю площади, а рядом с нами тусовались байкеры. Наше внимание привлек замечательный пассажир одного из стоящих возле них мотоциклов:



Одним словом, прощание с Калининградом получилось интересным и насыщенным.
Вечером нас, правда, случился небольшой странный сюрприз. Когда мы приехали в квартиру, там нас ждала хозяйка. Выяснилось, что послезавтра у нее юбилей, поэтому завтра она хотела бы заняться в этой квартире приготовлением праздничных блюд. Нельзя сказать, что нас обрадовала такая перспектива, но возразить ей было неудобно. А когда дети уже спали раздался звонок в дверь - пришел муж хозяйки - искал свою жену, хорошо хоть Катя не проснулась. Видимо, Светлана недостаточно четко договорилась с хозяевами, или они все же не совсем адекватные люди.

Девятый день поездки. Прощание со Светлогорском.

Это был последний полный день светлогорской части нашей поездки. Конечно, решили его провести в полюбившемся нам городе. Утром пошли на пляж. В этот день вода была несколько теплее обычного и мы все с удовольствием покупались.




И, конечно, много гуляли по городу. Обратите внимание, какой он зеленый.




А вот интересное здание - Органный зал. Это единственный в России частный органный концертный зал. Его создатель - Андрей Александрович Макаров. Русский композитор и пианист, создатель и глава компании «Макаров» родился на Урале, живет в г. Москве. В 1971 году, закончив Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского (в нашем городе, тогда - Свердловске !), он возглавил Калининградскую филармонию. Для органного зала было восстановлено разрушенное строение — католическая капелла «Мария, Звезда моря», возведенная в 1930-х годах священнослужителем Штоффом. На концерт мы, правда, так и не сходили ни разу :(. Но погуляли в красивом парке около зала.



Помимо прогулок, пришлось заниматься и более прозаическими вопросами. Мы зашли в "Экси-тур", чтобы уточнить детали по нашему житью на Куршской косе. Светлана сообщила нам неприятную новость - хозяева жилья, с которыми она договорилась про наш приезд, отказались нас принять. То ли из-за сокращения срока проживания, то ли еще почему-то. Так что Светлане пришлось что-то для нас срочно искать. Далее дело было так - как я понимаю, у Светланы была назначена встреча с неким дядечкой, который помимо всего прочего оказался кем-то вроде финансового управляющего гостевого дома "Морское", который находится в одноименном поселке. И он предложил Светлане для нас номера в этом самом гостевом доме. Номера там двухместные, так что предполагалось для нас два таких номера, причем в цену входило двухразовое питание - завтрак и плотный ужин. Конечно, это было дороже, чем изначально запланированная Светланой двухкомнатная квартира, но за счет того, что мы поехали не на 4 дня, а на 2, нам нужно было доплатить всего 200 рублей, а ведь это уже с питанием. Мы подумали и согласились. Дядечка Владимир Анатольевич объяснил нам, как проехать по Морскому к этому гостевому дому (подчеркнув, что они стараются не работать с калининградцами, чтобы не было пьянок и их последствий), а также дал телефон администратора - Дианы.
Также мы не сдержались и пожаловались Светлане на хозяев (хозяйка, действительно, днем много готовила), она обещала с ними разобраться. Не знаю, правильно ли мы поступили, хотя, скорее, правильно, ведь, по идее, нас вообще не должны были волновать взаимоотношения Светланы и хозяев, не должны были они нас напрягать так, как это было на практике.
Но хватит о прозе жизни :) Итак, назавтра нас ждал переезд на Куршскую косу !

Десятый день поездки. Переезд на косу и знакомство с поселком Морское.

Машина за нами должна была подъехать в 14 часам. Поэтому утром мы успели сбегать на море и собрать наши многочисленные вещи (все равно несколько мелочей забыли в итоге). К оговоренному времени, действительно, подъехал минивэн Хонда. На этот раз нас вез не Роман, а гораздо более любезный человек. Вообще, этот трансфер из трех, с которыми нам пришлось столкнуться в этой поездке, оказался самым удачным. Наш водитель оказался ветераном СВР и развлекал нас интересными рассказами всю дорогу, при этом вел машину уверенно, быстро и плавно. Хотя ему и пришлось сложно, особенно перед КПП нацпарка, ведь ехали мы в субботу, и количество машин на дороге и на обочинах было гораздо большим, чем в среду, когда мы ездили на автобусную экскурсию.
На подъезде к Морскому я созвонился с администратором Дианой, и она подтвердила, что ожидает нас. Кстати, о связи. Я задался этим вопросом еще до поездки, посмотрел карты покрытия основных операторов и пришел к выводу, что лучшее покрытие в Морском - у Билайна. С ориентацией на это мы купили по приезду в Светлогорске симкарту этого оператора с гостевым тарифом. Этим номером мы, в основном, и пользовались в поездке. А на косе, действительно, стабильной была только сеть Билайна, так что в этом плане все было спланировано верно. После созвона, мы свернули к Морскому, легко сориентировались по имеющемуся плану и вскоре въехали во двор гостевого дома.
Нас встретила Диана - симпатичная девушка, говорившая с приятным, но довольно ощутимым акцентом. Мы решили, что она из Литвы, хотя, возможно, и ошибаемся. Диана показала нам два очень неплохих двухместных номера, которые нам понравились. Мы задали вопрос о времени питания и тут начались проблемы. Оказывается, Диане руководство сказало, что у нас оплачено только проживание, но не питание. Это был неприятный сюрприз. Готовить в номерах не на чем, продуктов мы не закупили, будучи уверенными, что у нас питание зарезервировано. Я позвонил Светлане, чтобы прояснить ситуацию. Она была также удивлена, как и я, и сказала, что будет выяснять вопрос со вчерашним Владимиром Анатольевичем. Подождав минут 15, я перезвонил, и Светлана сказала, что замечательный дяденька ей сказал, что вчера "перепутал" и, действительно, это цена только на проживание, чувствовалось, что Светлане самой неудобно, но реально сделать ничего она не могла. Дело начинало пахнуть керосином. Денег на оплату питания у нас просто не было. Тут Татьяне пришла в голову идея, которая нас спасла. В том из двух номеров, который предназначался изначально для нас с Татьяной и Кати, была широкая двуспальная кровать, а также Диана поставила туда кресло-кровать, как я понимаю, для малышки. Но для Кати у нас была с собой раскладная кровать и Танюша предложила, чтобы мы все разместились в одном этом номере - я, Татьяна и Женя на большой кровати, Даша - на кресле-кровати, а Катя - в своей кроватке. Цена одного номера соответствовала как раз стоимости нашего питания. Мы высказали свое предложение Диане, она связалась с руководством, и этот вариант был утвержден. Светлана чуть позже мне перезвонила, чтобы узнать, как наши дела, и я сказал ей, что вопрос улажен. К сожалению, господин Владимир Анатольевич оказался человеком, не умеющим держать свое слово, пусть это останется на его совести.
Надо сказать, что позже мы познакомились с женщиной из Петербурга, которая приехала в соседний гостевой дом с сыном на месяц. У них тоже по приезде обнаружилось, что часть питания не включена в оплату, хотя ранее утверждалось, что включена. Может быть, это такая местная традиция хозяев гостевых домов в Морском ? Дело в том, что с альтернативными местами питания там дело обстоит очень не важно. Есть только одно кафе в гостевом доме "Досуг", но цены в нем очень негуманные (мы заходили туда в последний день). Так что, если вы решите поехать в Морское, уделите повышенное внимание этому вопросу.
Надо сказать, что негатив, с которого началось наше пребывание в гостевом доме "Морское", оказался единственным. Мы остались очень довольны нашим пребыванием там. Гостевой дом не очень большой, народу было совсем мало - кроме нас, была семейная пара с мальчиком, кажется, из Питера, и немцы - мужчина и женщина. Завтракали и ужинали мы в общей небольшой столовой. Еда была вкусная, порции большие. Кстати, интересно, что детское питание стоит в 2 раза дешевле, чем взрослое, при этом меню и размеры порций не отличались. Очень приятным для нас было то, что к нашему столу для Кати был поставлен отдельный стул и положена персональная маленькая ложечка. Вообще, Диана произвела на нас очень приятное впечатление, была внимательна и помогла нам решить все вопросы. Кроме нее персонал включал дяденьку, выполнявшего функции завхоза, как я понимаю, и приходящей поварихи.
Разместившись в уже единственном нашем номере, мы пошли гулять. Сначала решили сходить на Куршский залив. Мы надеялись, что там вода будет потеплее и можно будет купаться. Частично наши надежды оправдались. Проход к заливу мы нашли не сразу - пришлось даже спросить дорогу. Возле самого берега находится несколько маленьких искусственных озер. Они созданы для защиты берега по рекомендации специалистов. Мы проходили мимо одного из этих озер и увидели на нем лебедя с лебедятами ! Вот какие красавцы:



Наконец, вышли на берег залива. Вода оказалась весьма мутной, правда, действтельно, не холодной. Но вот купаться толком не вышло, по крайней мере у меня - оказалось очень мелко. Я довольно долго шел от берега, но глубже, чем по пояс, зайти не смог. Так что мне пришлось сидеть на берегу, а дети все равно плескались хоть и на мелководье (им пришлось сесть на дно чтобы их можно было так сфотографировать):



Кате, конечно, очень понравилось купаться в заливе. Вытащить ее из воды было невозможно. А я использовал мелководье, чтобы сделать несколько кадров "с моря". Взяв камеру в руки я отошел от берега метров на 30 и вот что снял:



Если очень хорошо приглядеться к первой картинке в полном размере, то можно увидеть смотровую площадку на высоте Эфа.
Мы немного прогулялись по берегу и вышли к тому же озеру, где видели лебедей, с другой стороны. И снова встретились с птичьим семейством. Сначала по берегу гулял один лебедь-папа.



Женя попыталась подойти к лебедю поближе, но он довольно агрессивно кинулся на нее, шипя и размахивая крыльями. Женька испугалась и отбежала подальше. Тут показалась лебедь-мама с птенцами. Мы не подходили близко, но все равно хорошо их рассмотрели.




Вот еще портреты "папы" и "мамы", кстати, у мамы отлично видно кольцо на одной из лап. Попадалась, значит, она где-то орнитологам :).



Мы провели на заливе пару часов, а потом еще и сходили к Балтийскому морю. Но там было снова сильно ветрено, да и пора было идти на ужин. На следующее утро я решил съездить поснимать рассвет на высоту Эфа. Расстояние от Морского до Эфы - километров 5. Я подумал, что неплохо будет проехать их на велосипеде и спросил у Дианы, есть ли у них велосипеды на прокат. Оказалось, что есть. Так как выезжать мне надо было около 3 часов утра, мы договорились, что велосипед мне оставят во дворе гостевого дома.

Одиннадцатый день поездки. Рассвет на высоте Эфа. Поход на озеро Лебедь.

Итак, я проснулся в нужное время, аккуратно оделся, стараясь меньше шуметь, чтобы не разбудить спящих девочек, взял приготовленные рюкзак и штатив и вышел во двор. Диана не подвела - велосипед стоял там и ждал меня. Я надел налобный фонарик (ведь было еще темно), вышел за ворота, сел и поехал. Так как я довольно давно садился на велик, некоторое время мне понадобилось, чтобы почувствовать уверенность. Но скоро я уже с нормальной скоростью доехал до шоссе и свернул налево, к высоте Эфа. Ехать было приятно, на дороге - никого. Несколько машин, впрочем, меня обогнало. Минут за двадцать, кажется, я добрался до тропы к высоте Эфа, проехал по ее ровному участку, потом слез с велика и полез с ним вверх. Я дотащил своего железного коня до первой смотровой площадки, там пристегнул его замком к стойке плаката, установленного рядом. Я немного побыл на первой смотровой, потом решил, что на второй будет гораздо интереснее и пошел туда. Рассвет еще только готовился начаться. Вот как это выглядело.



Стоять надо морем в этот утренний час было чертовски здорово. Начали просыпаться и петь птицы. А вот и солнце показалось из-за горизонта. Вообщем, вот что я наснимал.



Потом я потихоньку пошел обратно к первой смотровой площадке и остановился, чтобы поснимать, на тропе. Надо мной расположилась птичка и стала петь для меня :) Ну как было удержаться и не сделать портрет ?



А вот и несколько снимков с тропы:



Вообщем, я получил большое удовольствие, снимая эти кадры, надеюсь, что они вам понравились. Закончив съемку, я отцепил свой велик, спустился к шоссе и поехал в сторону Морского. Я решил, что будучи "на колесах" мог бы уточнить, насколько далеко находится другой маршрут - "Озеро Лебедь", на который мы хотели сходить днем (как говорится на сайте нацпарка "Маршрут протяженностью 4 км проложен на 46 км косы в районе самой высокой дюнной гряды Куршской косы. Кульминационный момент экскурсии - панорама, открывающаяся с видовой площадки, находящейся на высоте 55 м над уровнем моря на одном из эоловых бугров на вершине дюны Оленья буда. Отсюда экскурсанты смогут увидеть широкую морскую гладь, водный простор Куршского залива, а также массивы открытых пе